Tехнологии, методики, рецепты, составы, гальванопластика, гравирование, работа с металлом, пластмассой, стеклом, тканью, деревом
:: Содержание ::
На главную

Металл

Гравирование
Гальванопластика
Литье из олова
Фотография на металле
Как покрыть медью черные металлы
Как придать медному изделию вид бронзового
Светочувствительный состав для печати фотоснимков на металле, керамике, стекле, пластмассе и т. д.
Как посеребрить изделие из свинцово-оловянных сплавов

Дерево

Дерево плюс метал
Дерево из торфа
Как окрасить огнем древесину
Как покрасить деревянное изделие
Изделия из дерева
Способ получения светлых рисунков на дереве
Химическое гравирование дерева
Создание объемной композиции из дерева на основе фотографии
Янтарный лак
Подставки из дерева

Ткань

Шелкография
Нанесение объемного рисунка на ткань
Изготовление батика
Изготовление "варенки"
Фотография на ткани
Красители из растений
Непромокаемые ткани

Шкуры / меха

Полная технология вычинки шкур на дому

Стекло

Получение матовой поверхности на стекле
Обработка стекла под хрусталь
Декоративное-художественное травление стекла (фотохимический способ)
Изготовление зеркала
Изготовление витража
Пластилиновая аппликация на стекле
Непрозрачное стекло

Пластмасса

Литьевой прибор для изготовления изделий из пластмасс
Старое серебро
Старая бронза

Разное

Восстановление эмали
Багет из газет
Фотография "под Палех"
Изготовление свечей
Лепной потолок
Вытяжной шкаф
Бензиновая горелка
Роспись "под Хохлому"
Перламутровое покрытие
Изготовление абажуров, бра
Изготовление и применение упаковочных пакетов
Слайдер
Сборка, модернизация и настройка компьютера

Дерево плюс металл



Около двухсот лет назад в высокогорном аварском ауле Унцукуль возник уникальный художественный промысел - изготовление предметов из древесины с инкрустаций и насечкой металлом. Традиционными изделиями горских умельцев были предметы повседневного быта - ручки для кнутов, трубки, ступки с пестиком, мерки для муки, чаши, кубки, клюшки для стариков и т. д. Работы унцукульских мастеров всегда пользовались большим спросом. В начале ХХ века благодаря расширению внутренних и зарубежных рынков унцукульскую инкрустацию узнали широко в России и в зарубежных странах. Со временем аул Унцукуль превратился в центр редкостного искусства. В дореволюционный период горцы работали обособленно друг от друга. В 1924 году они были организованы в артель, которая переросла в фабрику художественных изделий. В настоящее время на фабрике работает более 150 человек.

Материалом для изделий унцукульских умельцев служит древесина, на которую наносят узор из металла. Составные части, из которых сплетаются узоры народных художников, немногочисленны. Это круглые металлические вставки-бляшки, вокруг которых забиваются тонкие проволочки, протянутые продольно и вколоченные торцом, а также мелкая ажурная насечка. Декоративный эффект достигается за счет разницы в массе плоскости вставок-бляшек и элементов насечки, что создает впечатление тающего, пульсирующего узора. Этому во многом способствует изгиб точеной или долбленой формы предметов, рождающей в один и тот же момент горящие блики и затененные полупрозрачные участки.

Искусство инкрустации дерева металлом - увлекательный вид декоративного творчества. Он не требует сложных инструментов и редких материалов и доступен для исполнения любителям.

Для изделий, готовящихся под инкрустацию, идет древесина с однородным строением, без ярко выраженных годичных слоев: кизил, абрикос, боярышник, грецкий орех, береза, а также ольха, осина и даже липа.

На начальных этапах овладения мастерством инкрустации с насечкой потребуется металл четырех разновидностей по форме. Во-первых, плоские круглые бляшки диаметром примерно 8 - 12 мм. Их можно вырубить из листового материала с помощью стальных трубок-шаблонов, режущий край которых остро отточен. Затем, четырехгранная проволока для контурных дорожек. В сечении она представляет собой прямоугольник 0,5 Х 1,5 мм. В домашних условиях такие полоски можно получить, если срезать слесарными ножницами проволока круглая в сечении. Она торцом вколачивается древесину. Диаметр ее около 1 мм. И наконец, гибкая полоса для насечки, представляющая собой тонкую (около 0,2 мм) металлическую ленту шириной 5 - 6 мм.

Материалы названных размеров пригодны для инкрустации предметов малой и средней величины (трубки, трости, кубки, блюда). Для более массивных изделий вставки, естественно, должны быть крупнее, чтобы выдержать необходимую соразмерность величины предмета и элементов его декора.

Сами деревянные предметы могут быть изготовлены тремя способами: токарным, столярным и долблением. В зависимости от этого нужен соответствующий инструмент.

Конечно, не каждый любитель имеет доступ к станкам или верстакам. Это создает определенные трудности в изготовлении самих изделий. Здесь можно порекомендовать обратиться в сувенирные отделы магазинов, где всегда в большом выборе имеются деревянные шкатулки, ларцы, хлебницы, блюда, подсвечники, трубки, табакерки и т. п. Гладкие поверхности этих изделий можно обогатить металлической инкрустации.

Из специальных приспособлений для инкрустации самодеятельному художнику понадобятся следующие: нож-резец (Рис.1) для подготовки канавок под проволочную дорожку. Наиболее подходящим, пожалуй, будет нож-косячок (тип сапожного ножа), издавна применяемый резчиками по дереву. Ножом-косячком делают продольные прорези.

Канавки по окружности вырезают циркулем-резцом. Его можно изготовить из старых ножниц, у которых особым образом затачивают концы: один становится опорной иглой, другой - острием резца. Соединительный винт наглухо заклепывают, ушки ножниц срезаются, и на их месте закрепляют шаровую ручку. Сколько диаметров дуг и окружностей в узоре, столько нужно изготовить циркулей-резцов. Если есть возможность, целесообразнее обзавестись одним циркулем с раздвижными ножками. При необходимости таким инструментом можно сделать прорезь любого диаметра.



Рис. 1 Инструменты для инкрустации металлом: торцевой нож-резец, универсальный циркуль-резец.

Углубление под металлическую бляшку выполняют дрелью со сверлом типа "перка". В продаже они встречаются одного диаметра - 25 мм. Если потребуется меньший или больший диаметр, нужно самостоятельно выточить необходимый инструмент.

Прорези под насечку делают торцевым ножом-резцом. Он представляет собой стальную полоску, вставленную в небольшую шаровую ручку. Его режущая часть заточена на конус.

Элементы инкрустации вколачивают в древесину легким металлическим молоточком на длинной ручке. Полоски металла отрезают с помощью небольших слесарных ножниц. Отверстия под вставки-гвоздики накалываются обычным шилом. Работа по выполнению инкрустации несложна, хотя и требует определенного навыка. На деревянную заготовку, которой придана необходимая форма, наносят узор. По его контурам ножом-косячком делают продольные прорези, а циркулем-резцом процарапывают окружности и дуги. В подготовленные прорези вставляют узкой кромкой и постепенно вколачивают в древесину прямоугольную проволоку: инкрустация выглядит качественной, если проволока будет тянуться непрерывной нитью без разрывов, лишь с одним соединительным швом.

Насечку (частую металлическую штриховку) выполняют следующим образом: торцевым ножом-резцом делают укол в дерево. Остается тонкая щель, в которую до упора торчком вставляют металлическую полоску. Затем срезают выступающую часть, а выглядывающий из древесины кончик металла вколачивают ударом молотка. Нельзя допускать, чтобы полоска загнулась. В древесине должен просматриваться лишь тонкий торец вбитой полоски. Вообще работа по насечке требует большого навыка. Вначале почти каждая пластинка будет загибаться под ударом молотка, но постепенно приобретается необходимый опыт, и работа будет доставлять большое удовольствие.





Приемы работы: в прорезь вдавливается кончик металлической ленты, обрезается несколько выше поверхности древесины и затем отрезанный кусочек вколачивается до конца.

Вколотить бляшки не представляет сложности. Их вставляют в подготовленные углубления, затем шилом прокалывают два или несколько отверстий, в которые вбивают отрезки круглых проволочек из того же металла, что и бляшки. Если вставки из прочного металла и их шилом не проколоть, то отверстия сверлят, а затем в них забивают проволочки-гвоздики.

Круглые гвоздики на бляшки не только удерживают ее в дереве, но часто служат дополнительным декором к дорожкам, насечкам, круглым вставкам. Порой только они заполняют большие плоскости предметов. Насечкой, бляшками и гвоздиками не ограничивается разнообразие фигур, которыми инкрустируют дерево. Хорошим справочником при поисках таких декоративных заполнений могут быть открытки с изображением старинных русских пряников, поверхность которых украшена богатейшими народными узорами в виде своеобразных елочек, птичек, змеек, витеек, веревочек, плетенок, сеток и других.

После того, как собственно инкрустация металлом закончена, готовый узор зачищают широким личневым напильником, а затем шлифуют наждачной бумагой.

Чтобы металлический узор выглядел более эффектно, изделие покрывается темной протравой. Для той же цели можно применить черную тушь. На темной поверхности тонкий, как кружево, металлический узор выглядит весьма выразительно.

По окончании сушки после протравы изделие осторожно протирают самой мелкой наждачной бумагой, счищая поднявшийся древесный ворс и одновременно восстанавливая, оживляя блеск металлического плетения. Часто при шлифовании металлических вставок снимается темная краска с фона, и он начинает пестрить белыми проплешинами. Чтобы избежать этого, рекомендуется использовать древнейший шлифующий материал - хвощ (его можно купить в аптеках). Он легко снимает краску с металла, а на дереве она остается в сохранности. Рубленный хвощ насыпают на поверхность и ватным тампоном производят шлифовку вдоль древесных волокон.

Последняя отделочная операция - лакирование. Перед ней в тыльную часть предмета ввинчивают подвесной крючок. За него держат изделие, когда его окунают в ванну с лаком, а затем подвешивают для просушки. Лак может быть полиэфирным, нитроцеллюлозным, спиртовым, смоляным. Покрытие нужно производить два-три раза, чтобы получить равномерно блестящую поверхность. При этом каждый слой должен быть хорошо просушен и прошлифован.

Техника инкрустации с насечкой может применяться вполне самостоятельно в декоративных орнаментах или стилизованных изображениях птиц, животных, людей или же в сочетании с плоскорельефными резьбами, деревянной мозаикой, чеканкой. Крупные вставки-бляшки можно гравировать или наносить на них травленый узор.

Иногда используют чисто контурное изображение без насечки и бляшек с применением одной лишь прямоугольной проволоки-дорожки или, наоборот, весь узор может быть выбит торцевыми гвоздиками.

Техника инкрустации с насечкой раскрывает перед мастерами большие возможности для творческого поиска. В одном узоре, например, допустимо сочетание нескольких видов металла (медь, латунь, бронза, алюминий, серебро). Следует иметь в виду, что эта техника более приемлема для выпуклых или вогнутых поверхностей. Что же касается плоскости, то ее можно подготовить под инкрустацию металлом, слегка завалив от центра к краям напильником или рубанком. Этим будет достигнута кривизна, выявляющая декоративные свойства металла.

Знакомство с техникой инкрустации, с насечкой, рожденной в высокогорном дагестанском ауле, явится великолепным вкладом в арсенал выразительных средств художников-любителей. Самостоятельная работа и изучение классических образцов представит им возможность самим соприкоснуться с искусством, составляющим художественное богатство народов нашей страны.



:: ::



























































































Tehnosvalka@yandex.ru
2009-2018



Hosted by uCoz